Архивы

Школа эффективного родительства

«Семейная гармония»

 

 

Программа Школы эффективного родительства

 

Панкова Наталья Вячеславовна

Автор-составитель:

Панкова Наталья Вячеславовна,

зам. директора по методической работе.

 

В семье как в зеркале

 

Отечества судьба.

 

Л.Н. Толстой

А семья-это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это – творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе -

Всегда пополам.

А семья – это все.

Без нее холодеет

Одинокая мысль, одинокая жизнь.

Ничего не бывает

На свете роднее.

Ничего.

Как ни думай

И как ни храбрись.

Аистова М. В.

Содержание:

  • Социальная проблема и обоснование программы
  • Концептуальная идея
  • Основные цели и задачи программы
  • Принципы реализации
  • Механизм реализации (направления, формы, этапы)
  • Ожидаемые результаты
  • Блок 1. «Гармония в семье –  гармония в мире»

(Работа с  семьями воспитанников  по сохранению восстановлению семейных   связей)

- Тренинг детско-родительских отношений «Плечом к плечу»

- Тематический лекторий для родителей

- Работа выездных мобильных бригад.

  • Блок 2. «Вместе легче»

(Клубная форма работа с родителями )

- Клуб родителей, воспитывающих  детей с ограниченными возможностями «Содружество»

- Клуб приемных родителей «Оберег»

  • Блок 3. «Доброе начало»

(Подготовка и сопровождение воспитателей семейных воспитательных групп)

 

  • Блок 4. «Сегодня гость-завтра член семьи»

( Подготовка гостевых семей )

  • Блок 5. «Родительская беседка»

(Консультирование родителей)

  • Ожидаемые результаты
  • Словарь основных понятий
  • Список литературы
  • Приложения (на диске и в тематических буклетах для родителей и специалистов)

Социальная проблема и обоснование программы

 

Семья — базисная основа первичной социализации личности.Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.             Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи.  Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы «риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

  • резкое социально-экономическое расслоение общества;
  • постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • рост скрытой и явной безработицы;
  • педагогическая несостоятельность родителей.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация  супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия на базе ГУ СРЦ «Парус надежды»  включают в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание этой работы заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в трудных жизненных, проблемных  ситуациях.

В связи с этим   социально значимой является деятельность специалистов  Центра по работе с семьями воспитанников с целью  сохранения и восстановления утраченных семейных связей.  В рамках этого направления  актуальным и важным является психолого-педагогическое просвещение родителей и работа по профилактике семейного неблагополучия.

Работа специалистов КГКУСО СРЦН «Парус надежды» прежде всего направлена на предупреждение возможных психологических или социокультурных проблем  семей; сохранение, поддержание и защиту позитивного  уровня жизни и здоровья членов семьи; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Таким образом, главным в решении проблем семейного неблагополучия в условиях КГКУСО СРЦН «Парус надежды» является системная работа с семьями воспитанников, предусматривающая прежде всего профилактику детского и семейного неблагополучия, формирование осознанной родительской позиции.

Комплексная программа школы эффективного родительства «Семейная гармония» предназначена для работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. Программа направлена на профилактику семейного и детского неблагополучия и  включает в себя социально-правовую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Особенность программы: оказание адресной помощи и поддержки родителям с разным опытом родительства, в т. ч. и потенциальным родителям, воспитателям семейно-воспитательных групп, родителей воспитанников СРЦН.

К программе прилагается серия тематических буклетов «Секреты семейного благополучия», направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей, индивидуальную и групповую работу с родителями.

Концептуальные идеи программы

  • раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка
  • формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства
  • снижение уровня семейного неблагополучия
  • укрепление и восстановление семейных связей
  • содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений
  • формирование осознанной родительской позиции

Цели программы

  • профилактика семейного неблагополучия
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Задачи

  • психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей воспитанников
  • осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов
  • расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений
  • овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия
  • восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений

Адресаты программы

 

  • родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке
  • семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
  • родители воспитанников СРЦН
  • кандидаты в воспитатели семейных воспитательных групп и гостевых семей
  • родители детей с ограниченными возможностями

Программа базируется на следующих принципах

  • Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
  • Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
  • Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
  • Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.

Реализация этих принципов в рамках деятельности Школы эффективного родительства предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.

Целенаправленная, адресная  система психолого-педагогической, медико-социальной работы по оптимизации детско-родительских отношений, развитию различных форм семейного жизнеустройства

Прогнозируемые результаты

 

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • повышение уровня  семейной культуры.

 

Для родителей:

 

  • формирование навыков конструктивного поведения;
  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование родительской эффективности;
  • безусловное принятие ребенка;
  • освоение роли поддерживающего родителя.

 

Для ребенка:

 

  • готовность к позитивным контактам со взрослыми;
  • овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
  • формирование позитивного образа семьи;
  • получение опыта принятия, поддержки;
  • рещшение актуальных проблем развития.

Ресурсное обеспечение условий для реализации программы

Кадровое обеспечение программы

1. Социальное сопровождение: социальный педагог, специалист по социальной работе, младший воспитательных

2. Психолого-педагогическое сопровождение: воспитатель, педагог-психолог, дефектолог, логопед, музыкальный работник, педагоги дополнительного образования.

3. Медико-социальное сопровождение: врач, инструктор ЛФК.

Адаптивное пространство программы

Включает в себя помещения и территорию Центра , необходимые для реализации программы, со специальным оборудованием:

  • групповые помещения;
  • холлы;
  • зал ЛФК;
  • логопедический кабинет;
  • кабинеты специалистов (психологов, дефектологы, социальных педагогов);
  • игровое пространство «Лекотека»;
  • сенсорная комната;
  • комната песочной терапии;
  • уголки уединения и самопомощи;
  • комната для родителей;
  • физиотерапевтические кабинеты;
  • массажный кабинет.

Механизм реализации программы

1. Подготовительный: определение социального запроса родителей,сбор социального анамнеза семьи, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.

2. Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.

3. Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.

4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.

Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»

Когда семья вместе — и сердце на месте.

Семья – основа взаимодействия сотрудников КГКУСО СРЦН «Парус надежды» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.

Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.

Основные направления работы с семьями:

  • проведение личностно-ориентированного консультирования в условиях Центра, по телефону доверия, в общественной приемной фонда «Мама»;
  • создание единого педагогического сообщества, в которое входят психолог, врач, социальный педагог, логопед, дефектолог, родители;
  • проведение тренингов детско-родительских отношений;
  • организация тематического лектория для родителей;
  • организация выездных мобильных бригад специалистов в СРЦ отдаленных районов Приморского края.

Клиентская группа: родители воспитанников СРЦН

Принципы работы с родителями:

  • включение родителей и всех сотрудников Центра в творческое продуктивное взаимодействие через совместную деятельность по сопровождению ребенка;
  • использование личностно-ориентированных диалоговых и проблемных форм консультирования родителей;
  • понимание ценности функций семьи;
  • уважение родителей, содействие в нормализации детско-родительских отношений, развитию семейного взаимодействия.

Работа с семьями основывается данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.

В результате диагностической деятельности специалистов выявляются следующие особенности родителей:

  • уровень личностной зрелости родителей;
  • глубина осмысления жизненных целей и задач;
  • ориентация на сотрудничество в отношении родителей к ребенку;
  • критичность и ответственность по отношению к себе и своей деятельности;
  • отношение к деятельности педагогического сообщества ( детский сад, школа, СРЦ);
  • организационные способности;
  • коммуникативная компетентность;
  • наличие позитивного мировоззрения;
  • присутствие рефлексии своего поведения и различных жизненных ситуаций.
  • степень сформированности родительской рефлексии:
  • отношение к своим родительским обязанностям как к деятельности;
  • умение формулировать свои воспитательные цели и выделить наиболее важные;
  • склонность к сотрудничеству;
  • способность и склонность к саморазвитию;
  • критичность по отношению к собственной воспитательной деятельности;
  • объективность в оценках и суждениях;
  • позитивное отношение к деятельности педагогического сообщества.

В рамках этого блока проводятся тренинговые занятия по нормализации детско-родительских отношений “Плечом к плечу”.

Цель работы детско-родительских групп:

  • укрепить отношения между родителями и ребенком,
  • научить родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей,
  • относиться к ним с пониманием, принятием.

Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников.

Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.

В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественно образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

Преимущества групповой работы:

Одним из главных преимуществ работы в детско-родительской группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.

Оказавшись в тренинговой группе, родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Детско-родетельская группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.

Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного, детско-родительского конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения.

В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают своеобразным «психологическим полигоном», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по другому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.

В группе родители могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания ребенка и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.

Группа помогает процессам самораскрытия, самоиссследования и самопознания, повышению родительской рефлексии.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия.

Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек). Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводится один — два раза в месяц.

Цели и задачи

Коррекция отношений родителей и детей:

  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и знакомерностей его развития;
  • достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Коррекция отношения к «я» (к себе):

  • формирование адекватной самооценки;
  • приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
  • укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
  • обучение приемам саморегуляции психического состояния.

Коррекция отношения к реальности (к жизни):

  • приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
  • формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Блок 2. «Вместе легче»

Взаимная любовь скрепляется детьми.

Цель клубной деятельности на базе КГКУСО СРЦН «Парус надежды»: профилактика семейного неблагополучия, расширение реабилитационного пространства.

Клуб – это

  • особый вид взаимодействия с несовершеннолетними и их ближайшим семейным окружением в условиях открытого пространства
  • пространство особого смысла и деятельности, решающее проблемы индивидуализации в развитии ребенка
  • пространство свободного общения детей, приобретения новых увлечений в сферах
  • практикум для всех его участников (в первую очередь – для родителей)

Клиентская группа:

  • родители детей с ограниченными возможностями и особенностями в развитии;
  • опекуны, воспитатели СВГ, кровные дети.

Функции клуба:

  • реализация потребности в общении, в гармоничном развитии;
  • осуществление обмена формами организации свободного времени ;
  • творческая, интеллектуальная, организационная и другая самореализация родителей и детей;
  • совершенствование знаний и умений участников клуба в выбранном виде деятельности.

Приоритетные направления клубной деятельности в КГКУСО СРЦН «Парус надежды»:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием детей;
  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социокультурных мероприятий, акций по месту жительства;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы семьи и ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
  • информирование и разъяснение прав детей, семьи;
  • решение практических вопросов обеспечения реабилитации, коррекции и развития несовершеннолетних вне социально-реабилитационного процесса;
  • организация летних оздоровительных программ в Центре, содержащих разнообразную деятельность: трудовую, творческую, досуговую, спортивную, оздоровительную и др.

Основное содержание работы с детьми и родителями:

  • всестороннее гармоничное развитие в процессе занятий;
  • создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;
  • обеспечение высокого оптимистического настроя личности и групп любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях;
  • организация общения людей по интересу;
  • научение приемам создания и поддержания особого эффективного режима для ребенка;
  • овладение конструктивными приемам детско-родительского взаимодействия;
  • повышение психо — эмоционального фона;
  • раскрытие индивидуальности, семейных и личностных ресурсов;
  • создание особой атмосферы ситуации успеха, понимания, поддержки и принятия.

Направления и содержание деятельности клубов

Направление деятельности Содержание деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение
  • планирование и организация деятельности Клубов,
  • разработка содержания основных блоков,
  • создание комфортных условий для включения несовершеннолетних и родителей в деятельность,
  • выявление индивидуальных особенностей, поиск индивидуального подхода к каждому,
  • оказание экстренной и консультативной психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему и семье,
  • проведение занятий, тренингов,
  • отслеживание результатов деятельности, динамики,
  • и т.д.
Медико-социальное сопровождение
  • консультирование родителей (или их законных представителей) по вопросам состояния несовершеннолетнего,
  • профилактика вредных привычек,
  • формирование осознанного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни,
  • сохранение здоровья.
Социально-педагогическое сопровождение
  • организация встреч с родителями,
  • сбор сведений о несовершеннолетнем и его ближайшем окружении,
  • создание базы данных,
  • социально-правовое консультирование,
  • организация благотворительных акций,
  • оказание материальной помощи,
  • социальный патронаж,
  • и др.
Социокультурная деятельность
  • создание условий для организации досуга несовершеннолетних,
  • организация социокультурной деятельности,
  • развитие самоуправления,
  • создание и поддержание традиций,
  • организация различных уровней взаимодействия,
  • социализация несовершеннолетних через организацию  экскурсии, творческих встреч и др.
Информационно-просветительская деятельность
  • разработка информационно-просветительских и рекламных буклетов,
  • организация информационных встречах,       благотворительных и рекламных акциях, конкурсах,
  • и др.

 

В рамках данного блока на базе Центра работают два детско-родительских клуба: семейный клуб «Оберег» и клуб для детей и родителей с ограниченными возможностями «Содружество». В работе клубов принимают участие представители общественных, молодежных, волонтерских организаций.

Блок 3. «Доброе начало»

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные воспитательные группы на современном этапе в рамках профилактики социального сиротства, являются наиболее гибкой и перспективной формой жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается для реализации приоритетного права ребенка – жить и воспитываться в семье, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка и в семейном кодексе РФ (п. 2, ст.54).

СВГ является структурным подразделением Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, ребенок сохраняет статус воспитанника учреждения, воспитатель получает статус сотрудника

Семейная воспитательная группа позволяет сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка. Дать каждому ребенку опыт жизни в семье одна из основных задач создания СВГ. СВГ предоставляет ребенку не только оптимальные условия для формирования его личности, но и создает предпосылки для его социального становления, вступления в самостоятельную жизнь.

Цель: профессиональная подготовка и психолого-педагогическое сопровождение воспитателей семейных воспитательных групп.

Задачи:

  • подготовить квалифицированных воспитателей СВГ;
  • познакомить с особенностями системы СВГ;
  • помочь прояснить воспитателям СВГ их собственные возможности, трудности, возникающие при работе с приемными детьми;
  • установить партнерские отношения воспитателя со службой сопровождения СВГ для дальнейшего тесного взаимодействия и поддержки.

Участники: кандидаты в воспитатели СВГ, специалисты центра, родные дети, другие заинтересованные лица.

Формы и методы:

  • тренинги;
  • беседы;
  • ролевые игры;
  • консультации;
  • лекции.

Этапы работы с кандидатом в воспитатели

Этапы Содержание Ответственный Количество часов
1. Ознакомительный Собеседование с кандидатом воспитатели, знакомство со спецификой функционирования СВГ зав. отделением,  соц. педагог 2
2. Диагностический 1.Диагностическое обследование личностных особенностей, коммуникативных качеств, эмоционально-волевых свойств2. Диагностика семьи и семейного окружения воспитателя педагог-психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог 3
3. Аналитический Анализ,  обобщение результатов комплексной диагностики, составление социального паспорта семьи, подбор воспитанника для СВГ зав. отделения, педагог-психолог 2
4. Обучающий Обучение кандидата в воспитатели по программе “Доброе начало” зав. отделением, специалист по социальной работе, психолог  соц. педагог, мед. работник 15
5. Сопроводительный Психолого-педагогическое сопровождение СВГ, участие в работе клуба “Оберег” зав. отделением, специалист по социальной работе, психолог  соц. педагог, мед. работник В течение всего периода

Программа обучения кандидата в воспитатели СВГ (15 часов)

Направление Содержание Ответственный Количество часов
Информационно – ознакомительный этап
Социально-правовое
  • нормативно-правовые акты о правах детей;
  • основные права и обязанности  воспитателя СВГ;
  • принципы функционирования СВГ, рабочая документация;
  • проблемы адаптационного периода в СВГ, пути их решения.
Специалист по социальной работе, зав. отделением 3
Обучающий этап
Медицинское и социальное
  • основы гигиены санитарии семьи;
  • первая медицинская помощь детям по — основным группам заболевания, при повреждениях и несчастных случаях;
  • организация рационального питания;
  • здоровый образ жизни, физическое развитие.
Медицинские работники, диет.сестра 3
Психологическое
  • возрастные закономерности психического и социального развития ребенка;
  • периоды адаптации ребенка в новых условиях;
  • обеспечение эмоциональной поддержки;
  • внутрисемейные связи и социальное окружение.
Педагог — психолог 3
Педагогическое
  • сопровождение учебного процесса ребенка;
  • проблемы обучения (педагогическая запущенность, школьная дезадаптация);
  • содержание, методы и приемы воспитания;
  • коллективно-творческие мороприятия
Педагог, воспитатель, зав. отделением 3
Консультативный
Психолого-педагогическо
  • вопросы поведенческого характера;
  • проблемы установления и поддержания родственных связей с родными воспитанника и родными воспитателя СВГ;
  • поощрения и наказания;
  • повышение социально-правовой компетентности воспитанника.
Психолог, воспитатель. 3

Для воспитателей обучение в школе «Доброе начало» дает возможность:

  • получить полноценную комплексную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, социальную;
  • реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
  • разобраться в требованиях законодательства и установленных нормах;
  • освоить процедуру подготовки документов;
  • разобраться во влиянии факторов генетической и социальной наследственности на развитие ребенка;
  • понять особенности развития и состояния здоровья детей, воспитывающихся в государственных учреждениях;
  • узнать механизмы возникновения психологических и соматических проблем и возможности их компенсации, способы реабилитации ребенка;
  • изучить педагогические приемы компенсации полученных ребенком моральных травм и отрицательного жизненного опыта;
  • узнать про типичные родительские ошибки, ожидания разочарования;
  • научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребенка в семье.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого – педагогической компетенции воспитателей СВГ в вопросах адаптации, принятия и всестороннего развития ребенка;
  • создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных воспитательных группах;
  • психическое и физическое оздоровление ребенка;
  • повышение адаптационных возможностей ребенка;
  • увеличение числа детей, проживающих в семье;
  • расширение реабилитационного пространства.

БЛОК 3. «Сегодня гость-завтра член семьи»

Без корня и полынь не растет.

Программа обучения кандидатов в воспитатели гостевой семьи

Цель: методическое обеспечение процесса подготовки семей к принятию детей на выходные, праздничные дни, при непосредственном патронаже специалистов центра.

Основные задачи:

  • помочь воспитателю разобраться в своих чувствах и намерениях;
  • подготовится морально и практически к приему ребёнка в свой дом;
  • дать системные знания, необходимые для успешной адаптации ребенка и семьи.

Для воспитателей обучение дает возможность:

  • получить полноценную комплексную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую;
  • реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью;
  • разобраться в требованиях законодательства и установленных нормах;
  • понять особенности развития и состояния здоровья детей, воспитывающихся в учреждениях;
  • уяснить механизмы возникновения психологических и соматических проблем и возможности их компенсации, способы реабилитации ребёнка;
  • узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
  • научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребёнка в семье.

Участники: кандидаты в воспитатели, специалисты центра, воспитанники учреждения, кандидаты в гостевые семьи, родные дети и родственники воспитателей.

Этапы:

1.Информационно — ознакомительный

Тематика занятий Формы Ответственный
  • основные права детей, оставшихся без попечения родителей
  • знакомство с нормативной документацией
  • социально-психологические особенности воспитанников учреждения, особенности физического здоровья

 

  • беседы
  • лекции
  • использование методических разработок-памяток
зав. отдел., специалист по социальной работе,педагог-психолог,врач-педиатр

2. Обучающий

Тематика занятий Формы Ответственный
  • «Наша новая семья»
  • «Грамматика общения»
  • «Адаптация детей в семье воспитателя»
  • «Полоролевое воспитание детей-подростков»
  • «Возрастные особенности воспитания детей»
  • беседы
  • тренинги
  • индивидуальные занятия
  • ролевые игры
  • памятки
  • рекомендации
зав. отделения,специалист по социальной работе,психолог

3. Консультативный

Тематика Формы Ответственный
  • вопросы поведенческого характера
  • организация досуговой деятельности, свободное времяпровождение
  • эффективные способы взаимодействия
  • индивидуальные
  • анализ жизненных ситуаций
  • тренинг
зав. отделения,педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетенции  кандидатов в воспитатели ГС в вопросах  по адаптации, принятия и воспитания ребенка;
  • создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных воспитательных группах.

Блок 5. «Родительская беседка»

(консультирование родителей)

Консультирование – взаимодействие, посредством которого оказывается помощь родителям в решении проблем, которые возникают в семье при воспитании ребенка. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются.

Основным признаком успешности социального психолого-педагогического консультирования является ослабление симптомов, с которым семья обратилась в консультацию и, как правило, прекращение консультации.

Любую психолого-педагогическую и медико-социальную консультацию в Центре рассматривают как вид социальной помощи человеку.

Специалисты КГКУСО СРЦН «Парус надежды» видят задачу консультирования в том, чтобы стимулировать родителя к самостоятельному поиску решения проблемы, помочь ему больше узнать о себе и о своем ребенке, найти продуктивные способы самореализации и отношения с ребенком.

Консультирование строится всегда на диагностической основе, в основе которой лежит:

  • диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, учителями, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;
  • диагностика уровня социального развития ребенка;
  • диагностическое наблюдение за всеми изменениями в приведенных выше аспектах социально-психологического развития ребенка (включая умственное развитие);
  • выявление моделей семейного взаимодействия, стилей детско-родительских отношений.

Цель деятельности «Родительской беседки»:

оказание комплексной консультативной помощи семьям, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные направления работы:

  • консультации по «Телефону доверия»;
  • в Службе помощи семье «Доверие»;
  • Интернет-консультирование на сайте учреждения.

Клиентская группа:

  • родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
  • семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Виды консультативной помощи:

Информирование. Специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психологических особенностях развития личности, а также о возможности получения дополнительной помощи у других специалистов.

Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психологическое консультирование – процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия – в — мире.

Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.

Групповое семейное консультирование (психотерапия). Данный вид психологической помощи предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп.

Получить бесплатные профессиональные консультации

психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога

можно по тел. 8 (4232) 36-05-11,

круглосуточно по телефону доверия 8(4232) 38-86-52,

телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122.

Один комментарий на “Школа эффективного родительства”

Оставить комментарий