Архивы

Психологическая помощь подросткам (по материалам программы«Помогите мне остаться»)

Светлана Борисовна Черкашина, педагог-психолог 
КГБУСО«СРЦН«Парус надежды»

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на подрастающее поколение, порождая напряжённость, агрессивность, жестокость, насилие. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, увеличилось число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях.

Рост различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом необходимость концентрации усилий, направленных на борьбу с последствиями отклонений от социальных норм, то есть устранение причин и условий, прямо или опосредовано оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия детей и подростков.

Актуальность профилактики деструктивных форм поведения детей и подростков обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества.

Сущность профилактики деструктивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра, определяется как процесс осуществления превентивных педагогических, социально-культурных и психологических мер, направленных на предупреждение дезинтеграции и регресса личности подростка в условиях его временного нахождения в центре.

Одной из главных задач СРЦН является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению с взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым условиям жизни (режим дня, правила поведения, самообслуживание, общественная жизнь центра.)

Среди воспитанников, поступающих в наше учреждение, есть дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения.

         Цель программы: восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция: развитие компетентности в социуме, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Задачи:

ü развивать, совершенствовать навыки саморегуляции;

ü обучить способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром; развивать эмоциональную сферу;

ü осуществлять поиск и активизацию позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Форма и объём занятий: 8 занятий продолжительностью 45-60 минут.

Методы и формы работы:

ü  Индивидуальные и групповые беседы с детьми;

ü  диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, и т.д.);

ü  ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

ü  арт-терапия;

ü  моделирование образцов поведения;

ü  метафорические истории и притчи.

Структура занятий:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально – позитивного контакта между участниками занятий и завершается ритуалом прощанияЭти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Этапы работы:

Первичная диагностика; психокоррекционный этап; этап закрепления полученных знаний и навыков; анализ эффективности работы: контрольное тестирование (исследование динамики состояния каждого ребёнка).

Критерии и способы оценки:

ü  Диагностические карты;

ü  Мониторинг;

ü  Тестирование, анкетирование.

Психодиагностический мониторинг

Во время реализации программы необходимо проведение психодиагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных, поведенческих изменений, адаптационных возможностей и личностных свойств. Диагностика в полном объёме проводится до начала и в конце цикла занятий.

Материально-техническое оснащение:

Листы ватмана, фломастеры, ручки, цветные карандаши, краски, пластилин, набор ароматических масел, специальная релаксационная музыка, таблицы.

Целевая группа:

Несовершеннолетние дети   7 – 17 лет включительно.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на месяц.

Тематический план цикла

Тематика занятий

Комментарий

1. Знакомство Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы социально-психологического тренинга, первичное освоение приёмов самодиагностики и способов самораскрытия, а также активного стиля общения и способов передачи и приёма обратной связи.Выяснение общего настроя и самочувствия участников тренинга. Обсуждение ритуала приветствия и прощания в группе. Выработка правил группы.
2. «Я – это я, и это замечательно» Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, осознание собственной неповторимости и уникальности, ценности себя как личности.Развитие эмоционально-личностной сферы, обучение поиску и активизации позитивных ресурсов через создание системы поддержки.
3. «Доверие в жизни человека» В ходе проведения групповых занятий доверительность не только выступает в качестве коллективного эксперта по отношению к каждому участнику, но и способствует большей искренности детей, влияет на стиль взаимодействия участников в ходе выполнения заданий. Используются упражнения и игры, способствующие развитию доверия. Доверие – способность принимать себя или других людей в их неповторимости, такими, какие они есть. Доверие – это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.
4. «Как завязать дружбу и поддерживать дружеские отношения» Для того, чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, его интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства общения. Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция). Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы («какая хорошая погода»), открытые и закрытые вопросы.
5. «Эмоции.Как справиться с гневом?» Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Совершенствование навыков саморегуляции, осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».
6. «Уверенность и неуверенность в себе» Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
7. «Всё решаемо» Когда мы страдаем от проблемы (травмирующей ситуации), мы обычно смотрим на неё как на врага, на несчастье, которое приносит только горе и разочарование.Однако позже мы иногда в состоянии увидеть, что проблема помимо страданий, одновременно в чём-то помогла нам. Проблемы могут быть нам полезны, облегчая разрешение других проблем или уча чему-то ценному, чего бы мы иначе не узнали, ведь не зря существует поговорка «Нет худа без добра».
8. «Я и мир вокруг меня» Закрепление представлений участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между членами группы.

Приложение 1.

Критерии оценки эффективности

Ожидаемые позитивные изменения в группе подростков:

- ответственность – участники становятся более ответственными по отношению к работе в группе, принятию целей, задач и правил группы;

- сплочённость – способность достигать компромисса в решениях сложных, конфликтных ситуациях; единства мнений группы по важным вопросам, единства решений общих проблем;

- открытость – доверие и позитивное отношение к другим участникам группы;

- организованность – умение налаживать сотрудничество, распределять обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в групповом процессе, готовность к изменениям;

- контактность – взаимный интерес, общительность, позитивные взаимоотношения внутри группы, конструктивное решение конфликтных ситуаций;

- информированность – доступность наиболее важной информации о состоянии дел группы и участников.

Комментарии запрещены.