Архивы

РОДИТЕЛИ – ГЛАВНЫЕ ПАРТНЕРЫ

Наталья Вячеславовна Панкова,

 директор краевого государственного бюджетного

учреждения социального обслуживания

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

 «Парус надежды»

Путь родительства – это путь открытий и переживаний, радости и самосовершенствования. Много вопросов возникает на этом пути, много трудностей и сомнений приходится преодолевать родителям в воспитании ребёнка.  И всегда остается открытым вопрос, что же самое важное в детско-родительских отношениях, что нужно менять в этих отношениях по мере взросления ребенка, а что должно остаться неизменным.

Внутренний мир ребенка сложен и причудлив, ребенок много видит и слышит, еще больше чувствует. На каждом этапе своего развития он меняется, постепенно выходит из состояния неразделенного единства с мамой и открывает для себя существование другого человека, получает ответы на  важный вопрос «Кто я?».  Взаимоотношения с ребенком — самая трепетная часть родительской души. Ребенок — уникальное существо, способное чувствовать и переживать с самого раннего детства. Взрослеющий ребенок — переживающий и чувствующий вдвойне.

Первый опыт социальных отношений мы получаем в семье, из отношений папы и мамы, их оценок и высказываний, узнаем, как устроен этот мир и можно ли ему доверять, учимся основам взаимоотношений с другими людьми. И если в семье позиции детей и родителей перепутаны, есть хронические конфликты и напряжение в супружеских отношениях, эмоциональное отвержение ребенка, то ребенку трудно будет найти свое место в мире и поверить в свои силы.

Многое зависит и от тех, слов, которые чаще слышит ребёнок в свой адрес от родителей. Это своего рода послания, которые очень глубоко и на всю жизнь становятся для ребенка ориентиром в этом мире. Знакомая нам всем поговорка — «Слово-не воробей, вылетит – не поймаешь», она ведь и про то, как важно выбирать слова, которые мы адресуем своим детям. Многие фразы могут быть сказаны в сердцах: «Какой ты бестолковый!», «Ничего ты сам не умеешь», «Посмотри, на кого ты похож?», «Глаза б мои тебя не видели». Они больно ранят ребенка, деформируют его самооценку, делают его неуверенным и неуспешным. Нам, родителям, важно понимать, что гораздо чаще должны звучать фразы: «Мы тебя любим», «У тебя все получится», «Ты многое можешь сам».

Очевидно, что не только слова родителя, но и его поступки для ребёнка  являются ориентиром для подражания. Травмирующей для ребенка является ситуация, когда слова и поступки взрослого расходятся. Мы учим ребенка всегда говорить правду и отвечать за свои поступки, а сами позволяем себе лукавить и не выполнять свои обещания? Тогда и в ребенке живет двойная мораль, деформируются нравственные ориентиры.

Эмоциональный комфорт в семье – основа психологического здоровья ребенка, его уверенности, позитивного мировосприятия, готовности к самостоятельному поступку и принятию других людей.  В настоящее время мы понимаем, что не только доход семьи, материальные возможности родителей, их уровень образования – показатели благополучия семьи. Важным критерием является качество детско-родительских отношений, уровень принятия ребёнка в семье, готовность родителей меняться вместе с взрослеющим ребёнком. Ребенку тяжело, как с родителем тревожным и неуверенным, так и с излишне авторитарным и эгоцентричным.

При этом, и нам, родителям, не следует впадать в крайности. Вред психологическому здоровью ребёнка приносит не только эмоциональное отвержение, но и излишняя опека, желание сделать жизнь своего ребёнка максимально комфортной. Мы ведь понимаем, что в детском возрасте очень важно получить опыт преодоления трудностей. Конечно, они должны быть по силам и по возрасту. Это помогает развивать поисковую активность личности, формирует самостоятельность и уверенность в своих силах.

Развитие ребенка связано и с адекватными возрасту ребенка ограничениями, запретами и правилами. Процесс установления границ очень непростой и постепенный. Он требует от родителей гибкости и твердости, последовательности и четкого осознания возрастных потребностей ребенка. Неумение и нежелание родителей пресекать негативные проявления в поведении ребенка стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет и не хочет считаться с мнением других.  Другая крайность – желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка, введение жестких требований и наказаний за малую оплошность и провинность. И как следствие воспитание неуверенной личности, склонной избегать наказания всеми возможными способами, предрасположенной к разного рода зависимостям.

В каждой из этих моделей происходит деформация личности ребенка, которая, скорее всего, проявится в каких — то негативных симптомах: лживости, склонности к воровству или уходу от деятельности.  И чтобы изменить ситуацию, необходимо прежде всего родителю осознать, какой стиль взаимоотношений с ребенком ведет к подобным поведенческим проявлениям.

Часто родители обращаются к нам за психологической помощью, с просьбой изменить что-то в поведении ребенка, «убрать» ненужное, развить то, что как им кажется ребенку необходимо, чтоб быть успешным. Однако, изменения в ребенке возможны только тогда, когда и родители готовы меняться вместе с ним, своевременно обратиться за профессиональной помощь.

Работая с семьями, где нарушена структура, размыты внутренние границы, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, негативный психологический климат, где не выполняются основные семейные функции, мы видим, что это формирует в ребенке чувство страха, неуверенности в себе, ведет к замкнутости и нелюдимости, уходу в себя, асоциальным поступкам и противоправному поведению.

          Несомненно, что в работе семьей наиболее  важно раннее выявление проблем, своевременно оказанная помощь. Для успешного взаимодействия с родителями в нашем учреждении создано современное адаптивно-терапевтическое пространство, ведущее детей и родителей к позитивным изменениям: кабинеты семейного консультирования, Службы социального сопровождения семьи, родительские гостиные и клубы. В работе с семьями используются эффективные социальные технологии и инновационные формы: тренинги детско-родительских отношений, информационные дни для родителей, тематические родительские лектории, выездные мобильные бригады, социальные акции, творческие мероприятия и конкурсы, ролевое моделирование, интернет-консультирование.

          Это дает возможность родителям и детям  приобрести конструктивные социальные навыки, научиться позитивным способам взаимодействия с ребенком, получить опыт поддержки и принятия, разрешить конкретные семейные проблемы.

           Особую эффективность имеют групповые формы работы: тренинги детско-родительских отношений, совместные занятия в творческих студиях и игровых пространствах, родительские группы взаимоподдержки, участие в которых восстанавливает семейные связи, формирует модели позитивных семейных отношений.

          Сотрудничество детей и взрослых позволяет создать пространство особого смысла и деятельности, решающее многие семейные трудности. Это практикум для всех участников, закладывающий основы семейного творчества и взаимоподдержки. Вариативные формы и виды помощи семье позволяют создать условия для восстановления и сохранения семейных связей.

          При этом, специалистам, важно понимать, что нет готовых рецептов правильного воспитания, что одни и те же детские проблемы могут иметь совершено разную природу, трудности могут решаться по-разному. Важно объединить ресурсы семьи и специалистов разных ведомств, мотивировать родителей на изменения ситуации в семье, помочь преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Думается мне, что и для нас, родителей, важна не только готовность к изменениям в себе, желание узнать еще что-то полезное про воспитание ребенка, но и способность уважать своего ребенка, верить в его силы. Тогда кроме забот родительства мы будем получать и удовольствие от общения с ребенком, от того, что он уже совсем взрослый. Готовность взрослых меняться, получать профессиональную помощь специалистов, желание сохранить семейные отношения — основа успеха.

Комментарии запрещены.